г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 304

С Вами 17 лет!

+7 (495) 502 54 04

+7 (916) 702 04 04

+7 (916) 703 04 04

БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА

ТО от 4750 рублей!!!

Ульяновский завод. Исторические очерки

УАЗ – заслуженная и легендарная отечественная автомобильная марка. Скромный, но верный зелёный «Уазик» армейского командира, серенькая «буханка», способная отвезти врачей к больному в любую погоду и по любой раскисшей колее. А ещё УАЗ – это модный блестящий металликом джип на столичной улице, и ещё УАЗ – ощетинившийся огромными колёсами спортивный снаряд мастеров внедорожных состязаний. В этом году внедорожникам УАЗ исполняется 60 лет – в далёком 1954-м с конвейера съехал первый собранный в Ульяновске ГАЗ-69. Правда, сам автозавод намного старше.

«ЗАХАР» УЕЗЖАЕТ В ПОВОЛЖЬЕ

Шел кошмарный 1941 год. Немецкие войска уверенно шли на восток, отхватывая у Советского Союза деревню за деревней, город за городом, область за областью. Как жильцы охваченного пожаром дома, из западных районов страны убегали целые заводы. Тысячи людей загружали в поезда огромные станки, прессы, целые цеха, чтобы разгрузить там, где пока было безопасно – в Сибири, на Урале, в Поволжье. В июле Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение эвакуировать московские заводы. По приказу директора И.А. Лихачёва столичная комиссия во главе с Е.А. Дундуковым активно искала место, куда увозить из Москвы автозавод имени Сталина – ЗИС. В августе это место нашлось. В Ульяновске были приемлемые по площади таможенные склады, к которым очень удобно подходили две железнодорожные линии. В самые мрачные дни октября, когда немцы почти дорвались до тех мест, где через много лет построят МКАД, первые эшелоны с имуществом ЗИСа отправились с московской Окружной железной дороги и благополучно прибыли к таможенным складам на Волге. Так в Ульяновск впервые вошло автомобилестроение. Новый завод унаследовал от столичного гиганта имя вождя народов – по документам он проходил, как УльЗИС, или Ульяновский автозавод им. Сталина.

ГАЗ АА

На сборку завода и приведение его в рабочее состояние ушла вся суровая поволжская зима. Местные жители под руководством московских инженеров и производственников освобождали склады, устанавливали заводскую оснастку. Вскоре удалось начать выпуск остро необходимых Красной армии боеприпасов. А весной, 20 апреля, был собран первый Ульяновский автомобиль ЗИС-5. Война войной, а в праздничный день Первомая этот грузовик прошел в колонне на демонстрации по главной улице города. Летом на заводе собирали примерно 20-30 ЗИСов в день, а к концу года из цехов выезжало уже до 80 машин в сутки. За весь 1942 год на будущем УАЗе собрано 1202 бортовых грузовика и ещё 691 шасси с кабиной под специализированный транспорт. Именно здесь впервые появились упрощенные «Захары» с гнутыми из листа крыльями, деревянной кабиной, без передних тормозов и правой фары. Для тыловых перевозок в Ульяновске пробовали делать газогенераторы типа ЗИС-21, поставлявшиеся в запчасти к рабочим машинам, но в 1942-м удалось изготовить только 13 таких установок.


И именно тогда впервые на горизонте замаячил ульяновский внедорожник. На УльЗИСе решили выпускать полноприводный ЗИС-32, до войны разработанный в Москве. Его, конечно же, ждала Красная армия. Такое сложное изделие поставить на конвейер в самое напряженное военное время не получилось, но все же первые внедорожники из Ульяновска на фронт ушли. Это были знаменитые «Студебеккеры», прибывавшие на завод из Америки в ящиках и собиравшиеся на месте. За 1943 год изготовили 765 машин.

ЗИС 32
Полноприводный ЗИС-32 мог стать первым внедорожником из Ульяновска!

Очень важно, что помимо производства, на заводе организовали Конструкторско-экспериментальный отдел, куда пришли работать настоящие профессиональные конструкторы, умевшие разрабатывать новые машины. Одну из первых проб пера представлял собой как раз внедорожный грузовик. Доставленный из Москвы, но так и не пригодившийся образец ЗИС-32 реконструировали, поставив американский дизель и кабину от «ленд-лизовского» «Шевроле». Машина считалась поисковым макетным образцом возможного будущего грузовика 4х4.


ПРОКАТИ НАС, СИМБИРЕЦ, НА ДИЗЕЛЕ!

В 1943-м, в год Сталинградской битвы и окончательного перелома войны, проходную завода в Ульяновске покинуло 3103 бортовых «Захара» и 1056 шасси. А в феврале в Москве в Наркомате среднего машиностроения на многодневное совещание собрались директоры и главные конструкторы автозаводов. Именно там и тогда был разработан полный список автомобилей и двигателей, что пойдут с конвейеров всех заводов, когда война закончится. По тому плану УльЗИСу полагалось выпускать совсем не малотоннажники и не внедорожники, а серьёзные дизельные грузовики.

УльЗИС 253
Такой дизельный грузовик УльЗИС-253 должен был стать ульяновским автомобиле

Сменить трехтонку ЗИС-5 должен был новый автомобиль, рассчитанный на 3,5 тонны груза. Ему полагался дизель невероятной конфигурации – двухтактный и трехцилиндровый! Просто перед войной, опробовав несколько опытных отечественных дизелей, инженеры НАТИ решили все-таки не брать на себя ответственность за нечто незнакомое, которое ещё неизвестно как себя поведёт. Куда благоразумнее казалось оттолкнуться от проверенной американской модели и скопировать семейство дизелей «Джиэмси». Оно состояло из трех моторов – самого мощного 6-цилиндрового, среднего 4-цилиндрового и необычного 3-цилиндрового, рассчитанного на лёгкие машины. Три цилиндра позволяли выпускать самый маленький мотор с такими же точно поршнями, кольцами, шатунами, как у больших братьев, а унификацию комплектующих и запчастей в СССР ценили выше всего. «Четверка» и «шестёрка» потом пошли с конвейера Ярославского автозавода. «Тройка» для Ульяновска представляла собой половинку ЯАЗ-206 или, к примеру, ЯАЗ-204 минус один цилиндр.


22 июня 1943 года ГКО принял решение сделать в Ульяновске полноценный автозавод, которому уже стало мало перестроенных таможенных складов. Городской исполком выделил за рекой Свиягой 2000 гектаров земли. Новую территорию осваивали долго и с большим трудом. И всё-таки следующий 1944 год прошел на ульяновском заводе под знаком будущего дизельного грузовика УльЗИС-253. В феврале ради него было полностью передано в Миасс на УралЗИС производство ЗИС-5. В общей сложности ульяновцы пополнили парк Красной армии и тылового хозяйства 7653-мя привычными трехтонками.


Некоторых конструкторов новой машины ждала блестящая карьера после войны. Так, главный конструктор УльЗИСа Б.Л. Шапошник потом возглавлял в Минске СКБ МАЗа, где создавали знаменитые «Ураганы» и шасси для ракетных комплексов. Один из ведущих конструкторов дизельного УльЗИСа С.Д. Чуразов с 1950 по 1975 годы заведовал КБ кузовов на МЗМА и АЗЛК. Под его руководством разрабатывали кузова всех «Москвичей» вплоть до модели 2140. Впрочем, Шапошник, Чуразов, их коллеги Давыдов, Пахтер, Кузнецов, Гришин и другие инженеры проектировали свой вариант машины, а параллельно в Москве, в НАТИ институтские конструкторы Душкевич, Шишкин, Раш, Лысов трудились над альтернативным вариантом ульяновского грузовика. Поэтому существовало несколько одноимённых дизельных 3,5-тонных машин УльЗИС-253, все с более или менее переделанными кабинами от «Студебеккера», но с разными капотами и крыльями. Если ульяновский вариант смотрелся спокойно, чуть напоминал уменьшенный ЗИС-150, то в НАТИ исхитрились сделать причудливую остроносую машину, которую с удовольствием осматривал нарком автотракторной промышленности С. Акопов. Однако шасси с сильно вынесенным вперед дизелем было в обоих случаях скомпоновано похоже. На испытаниях и московские и ульяновские прототипы уверенно брали на борт 4 тонны на хорошей дороге и 3 тонны на бездорожье.

УльЗИС 253
УльЗИС-253 в варианте НАТИ
УльЗИС 253
УльЗИС-253. Ульяновская версия

Но вскоре строящийся новый ульяновский автозавод ждал крутой поворот. После окончания войны 29 августа 1945 года Наркомат среднего машиностроения издал указ №346. Ещё не освоенное производство 253-го грузовика передавалось в Ярославль и на новый завод в Новосибирск, а ульяновскому заводу, переименованному из УльЗИСа в УАЗ, приказывалось осваивать…ни что иное, как малотоннажник и легковой внедорожник! Правда, не какие-то новые машины, а самые что ни на есть обыкновенные ГАЗ-АА и ГАЗ-67Б. С этого момента завод в Ульяновске пошел совсем другой, не «зисовской» или «натишной», а горьковской колеёй.

Почему так произошло? А просто ещё в феврале 1943-го на том самом совещании конструкторов в наркомате было запланировано полностью отказаться от выпуска на ГАЗе, ЗИСе и ЯАЗе всех прежних довоенных автомобилей и начать послевоенную эпоху с чистого листа, сразу запустив машины нового поколения. Таким образом, восстановленные после бомбардировок цеха ГАЗа начали освобождать от оснастки, на которой делали полуторки и «Эмки», ради новеньких ГАЗ-51, ГАЗ-63, «Победы» М20. Но на разворачивание выпуска этих моделей ещё требовалось время, а машины послевоенному хозяйству требовались «вчера». Значит, выпускать те же полуторки или «козлики» требовалось продолжить ещё где-то и ещё какое-то время. Новый автозавод в Ульяновске как раз подходил для этого.

Переход на горьковские рельсы тоже оказался не мгновенным, ведь новый завод на новой территории за Свиягой ещё только строился. Первые ГАЗ-ММ заводские рабочие собрали в октябре 1947 года. Вышла даже не передача, а дублирование производства. До самого 1950-го оба завода исправно снабжали страну проверенными всем, чем можно и чем нельзя, давно не современными, но очень практичными в условиях послевоенной разрухи полуторками. Кроме бортовых машин, из Горького и Ульяновска шли потоком шасси под всяческие фургоны, автобусы ГАЗ-03-30, «санитарки» ГАЗ-55. А вот выпуск на УльЗИСе ГАЗ-67Б, к сожалению, не получился.

«УАЗИК» ЗАДОЛГО ДО «УАЗИКА».

После того, как перспективный дизельный грузовик пришлось променять на привычную полуторку, сменилось и руководство предприятия. Директор П.И. Шварцбург и главный конструктор Б.Л. Шапошник получили новое назначение на теперь давно забытый, а тогда только строившийся автозавод в Новосибирске. Там планировалось выпускать несостоявшийся в Ульяновске автомобиль УльЗИС-253, теперь уже НАЗ-253. Новым директором УАЗа стал матёрый газовец И.К. Лоскутов, не раз представлявший в Москве новые машины товарищу Сталину и членам Политбюро. Пост главного конструктора занял заводской инженер И.А. Давыдов.

ГАЗ ММ Рестайлинг
Ульяновский «рестайлинг» ГАЗ-ММ

На Ульяновском заводе всерьез задумывались о будущем. Пришла пора найти замену древнему фордовско-газовскому изделию. Немногочисленные фотографии послевоенных 40-х доводят до нас идеи ульяновских конструкторов. Вот странная полуторка с обновлённой кабиной: капот в стиле конца 30-х, с трудом вставленное в узкий стандартный проём V-образное лобовое стекло – робкая попытка хоть как-то оторваться от простейших крыльев и деревянных дверей военного времени. А вот настоящий шаг вперёд – машина, похожая на американский пикапчик, только с советской деревянной бортовой платформой. Первый малотоннажный «Уазик» родился ровно за десять лет до знаменитой «буханки»: конструкторские работы и испытания опытных образцов пришлись на 1948-1951 годы.

УАЗ 300
Самое известное изображение УАЗ-300